Единый урок, посвященный 30-летию Конституции Российской Федерации и 75-летию Всеобщей декларации прав человека

01.12.2023

Лекция к Единому уроку,
посвященному 30-летию Конституции Российской Федерации
и 75-летию Всеобщей декларации прав человека

 

I. 30-летие Конституции Российской Федерации и 75-летие Всеобщей декларации прав человека

II. «Место и роль Уполномоченных по правам человека в защите прав и свобод гражданина»

III. «Защита прав человека в период проведения специальной военной операции»

Часть I

"30-лет Конституции Российской Федерации и 75-лет Всеобщей декларации прав человека"

 

Добрый день!

Сегодняшнюю встречу мы проводим в рамках Всероссийского единого урока «Права человека».

Это масштабный образовательный проект, который проводится с 2017 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой.

За шесть лет в ней приняло участие более 37 миллионов школьников и студентов, в том числе из Хабаровского края.

В этом году Единый урок посвящен 30-летию Конституции Российской Федерации и 75-летию Всеобщей декларации прав человека.

 

Думаю, вы знаете, что 10 декабря ежегодно в России и во всем мире отмечается День прав человека.

Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – важнейший международный правозащитный документ, которая для многих стран мира стала ориентиром при построении правового государства.

Почему она была необходима?

Вторая мировая война бушевала с 1939 по 1945 год. К её окончанию города по всей Европе и Азии лежали в руинах. Десятки миллионов людей погибли, еще больше осталось без пищи и крова.

Перед мировым сообществом встала задача – не допустить повторения трагедии. Создать всеобщий договор о правах человека.

Поэтому Комиссия Организации Объединенных Наций приступила к созданию Всеобщей декларацией прав человека. 

Документ провозгласил неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

От Советского Союза – страны победительницы участие в разработке Декларации принял  Владимир Михайлович Корецкий, советский юрист-международник, талантливый ученый в области международного частного права и всеобщей истории государства и права.

В период с 1947 года по 1949 год он являлся членом и первым заместителем председателя Комиссии по правам человека ООН, а с 1961 по 1970 год был избран членом Международного Суда ООН в Гааге.

Со дня принятия Всеобщей декларации прав человека прошло 75 лет. В 2023 году мы отмечаем юбилей этого прогрессивного правового акта.

Несмотря на то, что она носит рекомендательный характер, для всего мира это эталон правозащитного документа, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.

Декларация переведена более чем на 350 языков, а ее положения нашли отражение в текстах конституций почти 90 государств мира. Россия также закрепила многие положения Всеобщей декларации прав человека в своей Конституции.

Символично, что всего два дня отделяют День прав человека от нашего главного государственного праздника, установленного в честь Основного закона, в котором нормативно закреплены права и свободы россиян.

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании был принят ныне действующий Основной закон страны, который считается одним из самых совершенных в мире. В нем была четко зафиксирована сущность новой России - демократического, правового и социального государства.

12 декабря стал символом национального единения, праздником свободы, гражданского мира и согласия людей на основе закона.

Важно понимать, что Конституция должна отвечать духу времени, потребностям государства и его народа, поэтому в нее вносятся изменения.

Так, 1 июля 2020 года в ходе общероссийского голосования в Конституцию были внесены изменения. Это – закрепление мер соцподдержки, верховенство российского права, защита исторической правды и будущего нашей страны.

5 октября 2022 года в Конституцию включены наименования новых субъектов Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область.

В этом году мы отмечаем 30-летний юбилей главного национального правозащитного документа.

Говоря о Конституции, мы должны четко понимать, что такое "права человека". Права человека – это неотъемлемые гарантии, блага и возможности, которыми мы вправе пользоваться, существуя в обществе. Они принадлежат нам независимо от возраста, пола, расы, национальности, религии и других условий.

Они обеспечивают нашу свободу, равенство с другими людьми и безопасность. Права и свободы не дарованы человеку. Они принадлежат ему в силу того, что он человек.

Не случайно права и свободы упомянуты среди важнейших традиционных ценностей нашего общества в Указе Президента России "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (от 09.11.2022 № 809).

Напомню, что права человека и интересы государства взаимосвязаны.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Государство обязано признавать права человека, считаться с ними и охранять от каких-либо посягательств.

В статье 2 Конституции так и установлено "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Напомню, что в зависимости от сферы нашей жизни, которую защищают конституционные права, их принято делить на несколько групп.

Личные: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на свободу мысли и слова, на свободу передвижения;

Политические: право избирать и быть избранным в органы власти, право на обращение с жалобами в гос.органы, право на свободу собраний и объединений;

Экономические касаются наших материальных потребностей, трудовой и хозяйственной деятельности, включая право собственности, финансовые права, право на труд и предпринимательство;

Социальные права – это те, что гарантируют поддержку со стороны государства: пенсии, социальные выплаты, бесплатное медицинское обслуживание, предоставление жилья льготным категориям;

Культурные права и свободы – (право на образование, на благоприятную окружающую среду (экологические права), на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества).

Не менее важную роль играют обязанности человека и гражданина.

Это требования к нашему обязательному поведению, существующие для того, чтобы не нарушались права других – людей, социальных групп, общества и государства.

Например, чтобы обеспечивалось наше право на социальную поддержку – выплату пенсий, детских пособий, помощь инвалидам – мы обязаны делать отчисления с заработной платы в Социальный фонд.

Чтобы обеспечить право на благоприятную окружающую среду, граждане обязаны заботиться об охране природы.

Чтобы реализовывать наше право на государственную защиту, мы сами обязаны защищать свое Отечество.

Некоторые права являются одновременно и обязанностями – например, право на получение основного общего образования.

Таким образом, права и обязанности неразрывно связаны между собой. Иногда их сравнивают с двумя крыльями у птицы. Пока их два – они помогают свободно парить в небе. Лишите одного – птица камнем рухнет вниз. Но как защитить права человека, если они не соблюдаются и нарушаются?

 

Часть II

«Место и роль Уполномоченных по правам человека
в защите прав и свобод гражданина»

Прежде всего, напомню, что в России конституционную задачу по защите прав и свобод граждан осуществляют различные государственные органы.

Их много, но я выделю основные:

- Президент страны, выступающий гарантом Конституции Российской Федерации; суды; прокуратура; ФСБ, полиция; отраслевые министерства, Социальный фонд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и омбудсмены в регионах и другие.

Кроме того, защитой прав занимаются общественные правозащитные организации. Например: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Союз комитетов солдатских матерей России и другие.

Важнейшую роль в этой защите играют Уполномоченные по правам человека или омбудсмены.

Термин "омбудсмен" пришел к нам из скандинавских стран. Слово «ombud» означает «полномочие» или «поручение», а «man» – человек. Соответственно «ombudsman» – это человек, наделенный полномочиями, поручениями.

В России омбудсмена привычнее называть Уполномоченным по правам человека. Так официально называется моя должность.

Считается, что первые омбудсмены появились в Швеции. От имени пострадавшей стороны они собирали денежные пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Позднее омбудсмены от имени верховной власти начали контролировать деятельность чиновников и судей, осуществлять надзор за администрацией от имени парламента.

Широкое распространение институт Омбудсмена получил только после Второй мировой войны, когда возникла необходимость создания новых механизмов защиты прав и свобод человека.

В это время были приняты международные правовые документы, гарантирующие соблюдение прав и свобод:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), о которой я рассказал ранее;

- Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие.

В настоящее время омбудсмены действуют в 120 странах.

Институт Омбудсмена в России

В нашей стране идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году Верховным Советом РСФСР.

Однако фактически эта должность появилась гораздо позже, с принятием Конституцией России 1993 года.

Первым Уполномоченным стал Сергей Адамович Ковалёв, назначенный на эту должность Государственной Думой. Он возглавлял Комиссию по правам человека при Президенте России.

Принципиальное значение для становления института Уполномоченного по правам человека сыграл Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятый в 1997 году.

За это время институт государственной правозащиты не только сформировался, но и заслужил доверие граждан.

Позже должность Уполномоченного занял Олег Орестович Миронов, сформировавший рабочий аппарат Уполномоченного и создавший Координационный совет уполномоченных по правам человека.

Ему на смену пришел Владимир Петрович Лукин, доктор исторических наук, профессор, внесший заметный вклад в защиту прав инвалидов.

В 2005 году он учредил медаль «Спешите делать добро» за большой вклад в дело защиты прав и свобод человека. Такой медалью награждены двое хабаровчан:

- Елена Парфеновна Ларионова, директор «Центра военно-патриотического воспитания «Взлёт» (2003 – 2014 гг.), Председатель Федерации парашютного спорта Хабаровского края, депутат Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва.

- Александр Геннадьевич Петрынин, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Хабаровска, директор Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

- В 2014 году на должность федерального Уполномоченного была назначена Элла Александровна Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, ныне – Председатель Центральной избирательной комиссии России.

С 2016 года должность федерального Уполномоченного занимает Татьяна Николаевна Москалькова – доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Чем же занимается федеральный омбудсмен?

Его работа строится по четырем основным направлениям:

1. Рассмотрение обращений граждан и содействие восстановлению нарушенных прав;

2. Содействие совершенствованию федерального законодательства;

3. Международное сотрудничество в области прав человека,

4. Правовое просвещение.

Кроме этого Федеральный Уполномоченный осуществляет координацию деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Мы независимы друг от друга, но работаем в тесном взаимодействии.

Важной вехой в развитии государственного правозащитного института стало принятие в 2020 году Федерального закона
«Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).

Документ:

- определил основы деятельности региональных уполномоченных,

-установил требования к региональным уполномоченным, порядок их назначения и освобождения от должности;

- закрепил на федеральном уровне гарантии независимости регионального уполномоченного.

Сегодня Уполномоченные по правам человекам защищают права людей во всех регионах страны, в том числе и во вновь принятых в состав России.

Мы налаживаем сотрудничество с Морозовой Дарьей Васильевной из Донецкой Народной Республики, Сердюковой Викторией Александровной из Луганской Народной Республики. Коллегами-уполномоченными оказывается помощь жителям Запорожья и Херсонской области.

Так же, как и федеральный омбудсмен, региональные уполномоченные рассматривают обращения граждан, вносят предложения по совершенствованию регионального законодательства, развивают межрегиональное и международное сотрудничество, занимаются правым просвещением. Наша сегодняшняя встреча – тому подтверждение.

Говоря об особенностях правового статуса Уполномоченного, важно запомнить следующее:

1. Омбудсмен не подменяет работу государственных органов, а способствует совершенствованию их работы.

2. Уполномоченный выступает дополнительным гарантом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Является своего рода «связующим звеном» между обществом и властью.

3. В своей деятельности Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В Хабаровском крае институт уполномоченного по правам человека появился в 2006 году с принятием Закона края № 44 «Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае».

Моим предшественником, первым Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае был Юрий Николаевич Березуцкий.

Я был назначен на эту должность депутатами Законодательной Думы Хабаровского края в октябре 2016 года по предложению Губернатора края.

Так как Закон позволяет Уполномоченному занимать эту должность два пятилетних срока, в 2021 году по предложению Губернатора края Михаила Владимировича Дегтярева Законодательной Думой Хабаровского края я был назначен на должность повторно.

Как уже было сказано, основным направлением работы уполномоченных является содействие восстановлению нарушенных прав граждан. Что больше всего волнует людей?

На первом месте нарушения социально-экономических прав (жалобы на непредоставление жилья, ненадлежащее качество коммунальных услуг, неблагоприятную окружающую среду, неоказание медицинской помощи, вопросы начисления пенсии и т.д.).

Примерно треть обращений связана с реализацией личных прав граждан и гарантий государственной защиты. Чаще всего это вопросы исполнения судебных решений, жалобы на действия либо бездействие сотрудников правоохранительных органов.

Каждое пятое обращение поступает из мест лишения свободы. В основном, заключенные жалуются на некачественное питание и ненадлежащее мед.обслуживание, действия сотрудников ФСИН.

Все обращения рассматриваются тщательно, всесторонне и с учетом презумпции добросовестности заявителя. Решая проблему человека, я исхожу из того, что гражданин уверен, что его права ущемлены, и он действительно нуждается в помощи.

Большая часть обращений носит разъяснительный характер. Но нередко заявителям требуется различная юридическая помощь, в том числе подготовка заявлений для обращения в суд.

Надо отметить, что нарушение прав и законных интересов подтверждается по каждом пятому письменному обращению. И в таких случаях удается помочь почти всем (90 процентов от всех обоснованных жалоб). Такого показателя удается достичь при конструктивном взаимодействии с компетентными органами.

Важно запомнить, что цель работы Уполномоченного – не наказать виновное должностное лицо, а прежде всего, помочь человеку, чьи права нарушены. В этом и есть гуманизм Уполномоченного.

Убежден в том, что каждый человек, вне зависимости от социального статуса, возраста, уровня доходов вправе рассчитывать на помощь Уполномоченного. Однако не всегда граждане бывают пра́вы.

Причина в недостаточной юридической грамотности, и информированности. Часто люди добросовестно заблуждаются. В таких случаях моя задача – разъяснить людям права в соответствии с законодательством и возможный порядок действий.

Важное место в работе занимают личные приемы. Их я провожу регулярно во всех, даже в самых удаленных и труднодоступных районах края. Привлекаю руководителей органов государственной власти различных уровней, представителей местных администраций и учреждений социальной сферы. Сообща многие вопросы удается решать на месте.

Чтобы упростить предоставление правовой помощи жителям края часто консультации провожу с использованием видео-конференц-связи.

Большое значение для эффективности работы омбудсменов имеет межрегиональное взаимодействия и международное сотрудничество. Чаще всего оно осуществляется в форме рабочих встреч, заседаний Координационных советов и конференций.

Важным направлением моей работы является правовое просвещение жителей всех возрастов. Я организую «круглые столы», конференции, олимпиады, Единые уроки «Права человека», правовые марафоны. Разъяснительная работа проводится через средства массовой информации, социальные сети и сайт Уполномоченного. Там можно узнать о новом в законодательстве, мероприятиях для населения, ответы на часто поступающие вопросы, примеры восстановления нарушенных прав граждан.

Ежегодно с 2016 года для старшеклассников и студентов Дальнего Востока совместно с Дальневосточным институтом управления – филиалом РАНХиГС и коллегами-дальневосточными уполномоченными мы проводим Олимпиаду «Правовой Олимп».

В этом году в нашей Олимпиаде приняло участие почти 4 000 ребят из 11 субъектов Дальнего Востока. Кроме школьников и студентов вузов впервые в этом году мы также пригласили учащихся техникумов и колледжей.

Победители Олимпиады получают дополнительные баллы (до 7 баллов) при поступлении в российские вузы. Если вы еще не принимали участия в нашей Олимпиаде, приглашаю сделать это в следующем году!

 

Часть III

«Защита прав человека в период проведения
специальной военной операции»

С 24 февраля прошлого года наша страна проводит специальную военную операцию, начатую по решению Президента В.В. Путина с санкции Совета Федерации и в соответствии со статьей 51 части 7 Устава ООН.

Законным основанием для ее начала стали договоры о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой, которые обратились к руководству России за помощью.

В ходе видеообращения к гражданам Президентом были обозначены три ее главные цели:

  1.  «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам, геноциду со стороны киевского режима»;
  2. «демилитаризация и денацификация Украины»;
  3. «предание суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».

Безусловно, СВО стала вынужденной мерой – обстоятельства требовали решительных действий.

Россия всегда последовательно отстаивала на международной арене, делала все возможное, чтобы противостояние на юго-востоке Украины было урегулировано .

Но когда угроза полного уничтожения населения вынудила народные республики Донбасса обратиться с просьбой о помощи, Россия возложила на себя от неонацизма путем проведения специальной военной операции.

В текущих условиях особая гуманитарная роль принадлежит институту государственной правозащиты. Именно поэтому с 2022 года новым направлением работы уполномоченных стало оказание помощи нескольким категориям граждан:

1. Гражданам, эвакуированным из ДНР, ЛНР и Украины;

С первых дней массового выезда жителей с территорий ДНР, ЛНР в Российскую Федерацию мы совместно с другими государственными органами активно включились в работу по оказанию гуманитарной, социальной, юридической и иной помощи беженцам.

В наш край прибыло более 800 беженцев (около 160 - дети). Большинство проживают у родственников, в жилых помещениях работодателей, арендованных и приобретенных квартирах.

225 человек размещены в 7 пунктах временного размещения, в которых созданы все необходимые условия.

Я неоднократно посещал все 12 ПВР-ов. Именно во время таких выездов выявлялись проблемы, требующие решения «в ручном режиме». Поэтому мы с моим аппаратом взяли несколько семей под постоянный патронат.

Наш опыт поддержали и распространили в Правительстве края и в Хабаровской и Приамурской Митрополии.

По инициативе федерального Уполномоченного Татьяны Николаевны Москальковой, при финансовой поддержке Дальневосточной генерирующей компании для детей беженцев приобретены планшетные компьютеры.

На регулярной основе оказывается консультационная помощь гражданам, проживающим в ПВР.

В первые дни СВО мы с аппаратом направили гуманитарный груз беженцам, а военнослужащим – рации.

2). Вторая категория граждан, кому необходима помощь Уполномоченных – это военнослужащие, участвующие в СВО, а также гражданские лица, подвергнутые незаконному удержанию и репрессиям на Украине.

В основном, розыск и освобождение людей легли на плечи федерального Уполномоченного. Она занимается этой работой в совместно с Министерством обороны, МВД и МИД России. Благодаря Татьяне Москальковой на Родину возвращены российские дальнобойщики, члены экипажей российских гражданских кораблей, сотрудники Росатома и сотни российских военнослужащих.

Помогла она и нашим землякам. Летом прошлого года ко мне за помощью обратился отец российского военнослужащего, попавшего в плен. Мы оперативно направили все необходимые документы в аппарат федерального Уполномоченного, постоянно были на связи с его родственниками здесь, в Хабаровске.

К счастью, в результате усилий многих людей бойца удалось включить в списки на обмен и вернуть домой.

3). Третья категория – это граждане, мобилизованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации

С первых же дней объявления частичной мобилизации я со своим аппаратом подключился к работе на «горячей линии 122». Работали без выходных, давали максимально подробные разъяснения, в отдельных случаях оказывали необходимую правовую помощь.

С момента объявления частичной мобилизации к нам поступило более 750 звонков по вопросам несогласия с призывом из-за состояния здоровья, наличия несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, предельным возрастом, отсутствием опыта военной службы или военной учетной специальности.

Примерно по каждому десятому звонку требовалось разбирательство.
В тесном взаимодействии с военной прокуратурой, органами военного управления и военкоматами права многих десятков граждан были восстановлены – в случаях ошибочной мобилизации призывы на военную службу были аннулированы (343).

Эта работа продолжается и сейчас. За 11 месяцев 2023 года мы получили 240 обращений по вопросам СВО. В большинстве случаев – это просьбы помочь с получением положенных выплат (в том числе за ранения) и оказанием медицинской помощи. Помощь оказывается как по телефону (звонят супруги военнослужащих), так и в ответ на письменные обращения.

Кроме того, в июле этого года с военным прокурором Восточного военного округа Александром Евгеньевичем Рогачиковым в 301 окружном военном госпитале мы провели личный прием военнослужащих, получивших ранение на СВО.

Также вместе с руководителем волонтерской организации "Вместе V Хабаровск" Ульяной Ногослаевой (супругой военнослужащего) от имени жителей Хабаровского края мы организовали сбор средств.

На сегодня собрано больше 800 тысяч рублей. Приобретенные 215 аптечек и манекен-тренажер уже переданы российским военнослужащим.

В заключение отмечу, что все Уполномоченные по правам человек считают работу, направленную на успех специальной военной операции приоритетной.

Мы солидарны с нашим федеральным Уполномоченным в том, что игнорирование универсальных прав, международных норм и принципов неминуемо приводит к гуманитарной катастрофе и массовому нарушению прав человека и гражданина.

События на Украине еще раз показали всему миру, как важно уважительно относиться к человеку, соблюдать и защищать его права.

 

Спасибо за внимание!