Всякая стена - дверь

02.06.2014
Всякая стена - дверь

Часто пройдя все инстанции и собрав кипу ответов, которые его не устраивают, человек оказывается на грани отчаяния. Ему кажется, что это тупик. На самом деле, как говорили древние, любая стена - это дверь. Такой дверью для многих стал уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий. Только в прошлом году к нему обратились более трех тысяч человек. С какими именно проблемами и как удается помочь людям? Об этом мы говорим с Юрием Николаевичем.

- Ко мне обращается много людей. Они приходят на прием, пишут письма, звонят по сотовому телефону. Что их волнует? Вопросы разные - и сугубо личные, семейные, за которыми, впрочем, стоят проблемы государственные, и экономические, и социальные. Треть обращений, которые поступили в прошлом году, касались нарушения личных прав.

К примеру, невыплата заработной платы. Конкретный случай. Женщина восемь месяцев работала в частной торговой организации. Сначала работодатель платил зарплату вовремя, а последние месяцы стал задерживать, ссылаясь на временные финансовые трудности. В конце концов, женщина устала ждать лучших времен и уволилась. После этого ее бывший работодатель перестал отвечать на ее звонки. Я обратился в прокуратуру Центрального района Хабаровска, которая провела проверку, в результате которой в действиях работодателя установлено нарушение норм Трудового кодекса РФ. Мы помогли женщине подготовить обращение в суд. Более того, в начале мая по решению суда с нерадивого работодателя взыскана задолженность по заработной плате в пользу женщины. И это не единственный случай.

- Юрий Николаевич, но не все же пойдут сразу к вам. Мы сами должны научиться защищать свои права. Как действовать в подобных ситуациях?

- Если речь идет о невыплате заработной платы,начинать надо с Государственной инспекции труда в Хабаровском крае или с прокуратуры. Подача жалобы в Государственную инспекцию труда и прокуратуру во многом аналогична. Или сразу в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате. При этом законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам возможность обращаться в эти инстанции одновременно.

Конечно, все жалобы пишутся в произвольном порядке, но все же есть некие требования, которые надо соблюдать. Они предусмотрены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При подаче письменной жалобы по почте гражданин в обязательном порядке должен указать наименование государственного органа - по месту нахождения работодателя, в которые направляет письменное обращение, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому хочет получить ответ. Жалобу можно написать даже в электронном виде, это допускается. Главный совет - излагайте свою ситуацию и доводы максимально кратко и точно, по делу, избегая излишней эмоциональности. Это упростит работу проверяющих и, возможно, сократит время рассмотрения жалобы. 

- И сколько придется ждать ответа?

- Общий срок рассмотрения жалобы - тридцать дней со дня ее регистрации. Проверяющий орган вправе продлить срок, но не более чем на месяц, уведомив о том гражданина. По всем поступающим жалобам контролирующими органами проводится проверка с учётом норм Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса. 

- Юрий Николаевич, что грозит работодателям, которые не платят заработную плату? 

- Работодатель может быть привлечён к административной ответственности - от штрафа до дисквалификации руководителя - и даже к уголовной - вплоть до лишения свободы. Взыскание задолженности по зарплате в судебном порядке представляет собой крайний путь решения трудового спора и применяется, как правило, когда трудовые отношения между работником и работодателем уже прекращены. Иными словами, в судебном порядке чаще всего взыскивают заработную плату, не выплаченную работодателем при увольнении работника. При этом человек имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров, к числу которых относится и взыскание задолженности в течение трех месяцев со дня, когда работодатель нарушил права сотрудника. Если спор возник по поводу размера зарплаты, то днем начала отсчета сроков является день, когда сотруднику стало известно о данном начислении (к примеру, при получении расчетного листа, получении денежной суммы на расчетный счет в банке, подписи в расчетной ведомости). В случае начисления зарплаты работнику, но ее невыплаты отсчет срока начнется при увольнении работника. К исковому заявлению, содержащему официальные данные свои и должника, необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность требований (копию приказа о приеме на работу, копию трудового договора, справку работодателя о размере начисленной заработной платы, копию удостоверения личности и свидетельства налогоплательщика-работника, любые другие документы, подтверждающие факт работы, сроки и порядок выплаты зарплаты, а также размер зарплаты, которую человек так и не получил). Важно знать, что при обращении в суд для взыскания заработной платы работник освобождается от уплаты госпошлины. 

В сложных случаях, конечно, желательно предварительно проконсультироваться с профессиональным юристом, чтобы выработать общую стратегию действий и избежать возможных ошибок. Я готов оказать всестороннюю помощь, чтобы справедливость, в конце концов, восторжествовала. Но хочу, чтобы каждый из нас мог защитить себя сам. Мы же живем в правовом государстве. 

- Наверное, не меньшее количество жалоб поступает и на услуги жилищно-коммунального хозяйства? Как противостоять тем же управляющим компаниям, если не все в их работе жильцов устраивает?

- Да, в моей почте нередки жалобы в адрес управляющих организаций и их сотрудников. Основной причиной недовольства жильцов является увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, при том, что люди не видят реального улучшения качества обслуживания и состояния жилищного фонда. Так, ко мне поступило коллективное письмо жителей одного из домов Хабаровска, в котором они жаловались на бездействие обслуживающей их дом управляющей компании, которая отказалась делать капитальный ремонт. Главное контрольное управление правительства Хабаровского края по данному факту провело проверку, приняты соответствующие меры. Однако, выдвигая подобные требования, важно помнить, что в соответствии с положениями статьи 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников. К слову, оно может быть принято по предложению того, кто управляет домом, регионального оператора или по собственной инициативе. 

Эти предложения представляются не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с краевой программой. Не позднее чем через три месяца с момента получения предложений собственники помещений в многоквартирном доме обязаны их рассмотреть и принять на общем собрании решение, которым должны быть определены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов и источники финансирования. 

Если в установленный срок собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества, то орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. Это целая процедура, которую необходимо соблюсти, какой бы долгой и обременительной она ни казалась. 

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляет главное контрольное управление правительства края.

- Юрий Николаевич, вы человек открытый, готовый вмешиваться в сложные жизненные ситуации. Давайте еще раз напомним, как попасть к вам на прием?

- Ко мне можно обратиться письменно, причем даже в электронном виде путем заполнения специальной формы на официальном сайте уполномоченного по адресу: www.pravo.khv/feedback. Запись на личный прием по телефону (8 4212) 31-84-30. Дни приема: понедельник, среда с 10.00 до 19.00, четверг - с 9.00 до 17.00. Перерыв с 13.00 до 14.00. Прием граждан я и сотрудники аппарата ведем по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32. 

Подготовила
Е. ОЛЕНИНА.

Источник: Тихоокеанская звезда