«Место и роль государственного органа принудительного исполнения в системе обеспечения прав и свобод граждан на территории Хабаровского края» / А.А. Касьяненко

19.05.2017

Текст выступления с открытой лекцией,

проводимой внештатной кафедрой Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае при Дальневосточном институте управления РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации

по теме:

«Место и роль государственного органа принудительного исполнения в системе обеспечения прав и свобод граждан на территории Хабаровского края»

и.о. руководителя УФССП России по Хабаровскому краю – главного судебного пристава Хабаровского края А.А. Касьяненко

Сегодня в своем выступлении я постараюсь осветить роль и место Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю в системе органов исполнительной власти края, рассказать о нашей деятельности, о тех результатах, которые мы достигли, о проблемных вопросах и принимаемых мерах, в целях повышения эффективности нашей работы.

Основной закон, которым руководствуется в своей деятельности Федеральная служба судебных приставов, это Федеральный закон «О судебных приставах». Статья 1 этого закона определяет три основные задачи, которые на нас возложены:

– обеспечение установленного порядка деятельности судов;

– организация принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов;

– дознание по делам, подследственным ФССП России.

Точкой отсчета образования института судебных приставов послужило подписание 1 ноября 1865 года императором Александром II Положения о введении в действие Судебных уставов, выработанного в ходе судебной реформы в 1864 году. Этот Устав впервые подробно освещал правила исполнительного производства, обеспечивал юридическое регулирование деятельности судебных приставов, определял их роль и место в системе судопроизводства. Это было начало большого исторического пути совершенствования правовых отношений в России.

За словами «исполнение судебных решений» стоит реальная многовековая история. В древней Руси понятие пристав встречается уже в XIII веке. Под приставами понимались разные лица. В Новгороде – приставами назывались люди, мирившие тяжущихся. В Москве – исполнительные чины, на которых возлагались особые поручения. Например, сопровождение иностранных послов.

Пристав был неотъемлемой частью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости.

В годы советской власти функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие при судах. Но уже в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века происходят значительные изменения в правоприменительной деятельности, в системе судопроизводства и осуществления правосудия.

Стало очевидно, что судебная реформа должна быть дополнена реформой принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. А с принятием специальных федеральных законов, регулирующих правоотношения в данной сфере, в российском законодательстве вновь появляется термин «судебный пристав».

В настоящее время согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

История нашего Управления началась в 1998 году, когда приказом Управления юстиции администрации Хабаровского края от 1 февраля 1998 года были назначены первые судебные приставы и работники аппарата Управления. Изначально штатная численность аппарата составляла лишь 12 человек, а число судебных приставов всех районных подразделений было 170 человек.

За прошедшие годы служба судебных приставов края выросла в самостоятельный территориальный орган ФССП России, в котором сегодня трудится 1 131 сотрудник. Все они юридически грамотны, обладают высоким уровнем правовой ответственности.

Информирую вас, уважаемые товарищи, о том, что в соответствии с приказом Минюста России от 10.02.2017 № 12 с 01 августа 2017 года путем присоединения к нашему Управлению УФССП России по Еврейской автономной области будет образован новый территориальный орган ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО со штатной численностью 1 497 человек.

Безусловно, это возлагает на нас дополнительную ответственность. Задачи, которые перед нами ставит руководство службы, сложны, но в то же время почетны, ведь наш территориальный орган будет вторым в Российской Федерации, в котором объединены два субъекта.

Развитие службы судебных приставов в современных условиях является одной из приоритетных задач органов власти, потому что служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и юридической ответственности должников в гражданском обороте, решает отдельные экономические проблемы современного общества.

Особенно это важно сегодня в условиях жесточайшей экономии бюджетных средств и давления на нашу Родину со стороны недружественных государств, ведь каждый рубль в бюджет России решает значимые социальные проблемы.

О конкретных результатах этой деятельности я скажу чуть ниже.

О статусе и авторитете службы, признании ее славных традиций свидетельствует тот факт, что указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года учреждено знамя Федеральной службы судебных приставов и знамена ее территориальных органов, которые являются официальными символами – реликвиями.

И для нашего Управления 2016 год стал знаковым.

26 августа 2016 года директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации торжественно и навечно вручил Управлению символ чести и достоинства судебных приставов края, признания их заслуг – знамя Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю.

Характеризуя работу должностных лиц Управления, приведу ряд статистических показателей за прошлый год.

В 2016 году на исполнении в отделах судебных приставов края находилось около 940 тысяч исполнительных производств, из них возбуждено в прошедшем году – 665 тысяч. Средняя нагрузка по возбужденным исполнительным производствам на 1 судебного пристава-исполнителя в 2016 году составила 1 886 исполнительных производств.

Практическая деятельность нашего Управления свидетельствует о постоянном увеличении количества возбужденных исполнительных производств. Уже в текущем году поступило на принудительное исполнение на 37 тысяч исполнительных документов больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительных документов около 380 тысяч исполнительных производств, что практически на 27 тысяч производств больше, чем в 2015 году. Данную положительную динамику мы сохраняем и в текущем году.

В результате своей деятельности судебными приставами-исполнителями взыскано более 6,5 млрд. рублей.

Особое внимание руководства Управления, в целом, и каждого судебного пристава, в частности, было направлено на организацию работы по исполнению социально-значимых исполнительных производств.

Так, в указанном периоде на исполнении находилось 23 тысячи исполнительных производств о взыскании алиментных платежей. Хочу обратить ваше внимание на то, что данная категория исполнительных производств может находиться на исполнении длительный период времени, так как алименты, в соответствии с решениями судебных органов, взыскиваются до достижения ребенком совершеннолетия. Учитывая особенности исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов, в 2016 году окончено около 11 тысяч исполнительных производств, взыскано на содержание детей – 436 млн. рублей задолженности по алиментным платежам – это в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.

В настоящее время, в преддверии международного Дня защиты детей, мы проводим акцию «Судебные приставы – детям».

Понимая важность восстановления нарушенных прав взыскателей по невыплате заработной платы, в прошедшем году взысканная сумма задолженности составила 251 млн. рублей. В текущем году уже взыскана сумма задолженности по заработной плате в размере 205 млн. рублей.

Также, в 2016 году 172 детям-сиротам предоставлено жилье в соответствии с решениями судебных органов.

Хочу отметить, что фактическое исполнение такой категории исполнительных производств, как производства о предоставлении жилья и о взыскании заработной платы, возможно, в том числе, и благодаря содействию и тесному сотрудничеству с Правительством Хабаровского края и мэрией г. Хабаровска.

В этом плане мы очень тесно работаем с коллегами: я, как руководитель Управления, являюсь постоянным участником комиссии по решению проблем просроченной задолженности при Губернаторе края и ряда других взаимодействующих органов.

Как я уже сказал, Управлением уделяется большое внимание взысканию денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Судебными приставами-исполнителями края в 2016 году взыскано и перечислено в бюджеты различных уровней более 2 млрд. рублей фискальных платежей, в том числе: 1,4 млрд. рублей – в федеральный бюджет, 241 млн. рублей – в бюджет края, почти 87 млн. рублей – в местный бюджет и 375 млн. рублей во внебюджетные фонды Российской Федерации. В текущем году уже взыскано 634 млн. рублей фискальных платежей.

Благодаря мерам принудительного характера, в 2016 году взыскано более 1 млрд. рублей налоговых платежей, 381 млн. рублей административных штрафов по постановлениям специально уполномоченных органов. Кроме того, взыскано 154 млн. рублей исполнительского сбора.

Данные средства в полном объеме перечислены в бюджет Российской Федерации.

Не без гордости отмечу, что наша служба является третьей по пополнению бюджета Родины, после налоговой и таможенной служб.

Уважаемые товарищи, от нашей работы зависит и безопасность на дорогах. Именно судебные приставы претворяют в жизнь принцип неотвратимости наказания. Благодаря тесному взаимодействию с нашими коллегами из органов Госавтоинспекции края в 2016 году нами взыскано более 134 млн. рублей штрафов по постановлениям ГИБДД, 19 млн. рублей из которых – так называемые «пьяные» штрафы.

Жесткий контроль над данной категорией исполнительных производств со стороны руководства Управления способствует формированию в обществе ответственного отношения к своим обязанностям, возникшим вследствие совершения административного правонарушения.

Кроме того, данные меры играют большую превентивную роль! Об этом свидетельствуют следующие статистические показатели: количество ДТП со смертельным исходом в 2016 году в сравнении с 2015 годом, в целом по краю, сократилось на двадцать с половиной процентов, количество погибших граждан снизилось на двадцать пять с половиной процентов, о количество раненых – практически на 39 %. Вместе с тем, нам еще много предстоит сделать с коллегами из органов Госавтоинспекции края для повышения ответственности для нетрезвых водителей.

Немаловажное значение в данном вопросе, по моему мнению, отводится обществу, в целом, и каждому гражданину, в частности, так как мы с вами должны стать эффективным помощником государственной и муниципальной власти по вопросам дорожной безопасности. Главным звеном системы обеспечения безопасности дорожного движения является человек – водитель, пассажир, пешеход. А значит, именно участники дорожного движения, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы окружающая их среда была безопасной и комфортной.

В этой связи, служба судебных приставов будет жестко продолжать претворять в жизнь принцип неотвратимости наказания.

Судебными приставами-исполнителями края в 2016 году активно применялись меры понуждения и принуждения должников к исполнению требований исполнительных документов:

- 35 тысячам должников установлено ограничение на выезд за пределы Российской Федерации;

- возбуждено 6,5 тысяч административных дел;

- наложено 5 тысяч арестов на имущество должников в рамках четырех с половиной тысяч исполнительных производств, стоимость арестованного имущества составила 3,5 млрд. рублей.

Выполняя возложенные на службу задачи, Управлением осуществляются надлежащие меры для обеспечения охраны зданий судов и помещений судебных участков. Главная задача на этом направлении нами выполнена – не допущены чрезвычайные происшествия, связанные с причинением вреда судьям, участникам судебных процессов и гражданам.

При осуществлении задач по обеспечению режима пропуска граждан, прибывающих в суды и судебные участки, судебными приставами ежегодно пресекаются попытки проноса тысяч единиц запрещенных предметов, газового, травматического и холодного оружия.

Правоохранительная суть нашей службы очевидна. В 2016 году нами разыскано, задержано и передано органам внутренних дел 259 лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, 24 из которых подозревались в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Уже в этом году нами задержано 86 таких лиц.

По постановлениям судей о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судебными приставами по ОУПДС выдворено за пределы Российской Федерации 112 иностранных граждан. В текущем году уже нами выдворен 71 иностранный гражданин.

При осуществлении задач по обеспечению режима пропуска граждан в суд, судебными приставами по ОУПДС на постоянной основе проводится работа по досмотру лиц, прибывающих в суды и судебные участки мировых судей.

В ходе осуществления задач по обеспечению режима пропуска граждан, прибывающих в суды и судебные участки, судебными приставами по ОУПДС пресечено к проносу в здания судов 72 единицы огнестрельного оружия, 135 единиц газового и травматического оружия, 508 единиц колюще-режущих предметов. Кроме того, пресечена 1 попытка проноса наркотических средств.

Большое внимание Управлением уделяется работе с обращениями граждан и представителей организаций. По итогам работы за 2016 год поступило около 8 тысяч обращений.

В прошедшем году в структуре Управления создан отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Хабаровску и Хабаровскому району. Создание данного отдела оказало значительное влияние на уменьшение жалоб и обращений граждан, а также привело к снижению остатка исполнительных производств по г. Хабаровску и Хабаровскому району.

Выступления в СМИ, публикации в прессе (разъяснительного характера) также повлияли на снижение количества жалоб, связанных с обращением взыскания на денежные средства должников.

В 2016 году в полном объеме функционировали «телефонные центры», которые сняли вопросы невозможности дозвониться до отделов судебных приставов и узнать есть ли исполнительное производство.

В ходе личного приема в 2016 году в аппарате и в структурных подразделениях Управления принято более 3 тысяч граждан, из них руководством Управления – более 200. По результатам личного приема окончено фактическим исполнением около 800 исполнительных производств.

Руководством Управления осуществлено 3 совместных приема в аппарате заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе; проведено 2 личных приема граждан руководителем Управления – главным судебным приставом Хабаровского края посредством видеоконференцсвязи с отдаленным по территориальности районами Хабаровского края (на базе отделов судебных приставов по Ванинскому, Николаевскому районам). Данная практика продолжается.

На постоянной основе проводятся личные приемы граждан совместно с Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае.

В 2017 году работа Управления также направлена на повышение эффективности и выполнение показателей деятельности, защиту и реализацию прав граждан Российской Федерации и жителей Хабаровского края.

Кроме того, в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1402 на Федеральную службу судебных приставов возложены полномочия по:

- ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности,

- осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в госреестр.

Данный закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, с целью защиты прав и законных интересов физических лиц.

В рамках возложенных полномочий на службу судебных приставов в Управлении ФССП России по Хабаровскому краю с 01.01.2017 создан отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

На сегодняшний день юридические лица в Управление с заявлениями о включении сведений в государственный реестр не обращались. В целом по службе в госреестр включены сведения о 121 юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Большинство из них зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге.

Сотрудники созданного отдела проводят проверки по обращениям граждан и представителей юридических лиц на неправомерные действия работников кредитных и микрофинансовых организаций, а также филиалов юридических лиц, зарегистрированных в центральных районах России, расположенных на территории Хабаровского края.

С начала 2017 года в Управление поступило на рассмотрение около 60 обращений на действия юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

Наша работа направлена на исключение случаев неправомерных действий коллекторских агентств, нарушающих права и законные интересы граждан при взыскании просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств. Мы тесно работаем в данном направлении с УМВД России по Хабаровскому краю и прокуратурой Хабаровского края. Наша совместная задача – не допустить повторения вопиющих случаев, имевших место в центральной части нашей Родины.

С увеличением темпов кредитования физических и юридических лиц растет число неплатежей, а значит, и количество исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов о взыскании задолженности по кредитным платежам.

Как мною было сказано выше, количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов увеличивается из года в год, поэтому без новых форм и методов нам будет невозможно эффективно работать.

В службе организован электронный документооборот с основными «поставщиками» исполнительных документов – налоговыми и пенсионными органами, а также органами Госавтоинспекции, в связи с чем, значительно упрощена процедура регистрации исполнительных документов, сокращены расходы на направление почтовой корреспонденции. Все исполнительные документы из указанных органов поступают к нам исключительно в электронном виде.

Федеральной службой судебных приставов разработан и внедрен по всем структурным подразделениям программный комплекс АИС ФССП России, что также значительно упрощает работу, в том числе, судебных приставов-исполнителей.

В службе организовано электронное взаимодействие с кредитными организациями: теперь запросы и ответы на них, а также постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, направляются в кредитные организации в электронном виде через защищенные каналы связи.

Кроме того, в работу судебных приставов-исполнителей был внедрен онлайн-сервис «личный кабинет», через который граждане (должники и взыскатели) могут подавать заявления, а также отслеживать исполнение исполнительных документов, так как личный кабинет позволяет гражданину получить подробную информацию о ходе исполнительного производства, стороной которого он является.

Также личный кабинет стороны исполнительного производства позволяет подать обращение с подтверждением своей личности. Там же можно прочитать все поданные ранее обращения и полученные ответы.

Данный онлайн-сервис на Интернет-сайте ФССП России интегрирован с порталом госуслуг. Гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, уже прошел идентификацию и таким образом получил возможность подавать официальные обращения со своей страницы.

В современном мире без поиска новых форм и методов работы служба судебных приставов будет не способна выполнять задачи, которые стоят перед нами. В связи с чем, Минюст России и центральный аппарат нашей службы разрабатывает новые формы и методы работы, так называемые новеллы.

Обеспечить эффективность принудительного исполнения возможно только при наличии прочной законодательной базы, регулирующей процесс принудительного исполнения.

На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что принудительное исполнение требований исполнительных документов может быть эффективным только тогда, когда для должника добровольное исполнение является более выгодным, чем принудительное.

В настоящее время в такой ситуации наибольший интерес вызывают методы косвенного принуждения.

Меры прямого принуждения целесообразны только при наличии у должника имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования взыскателя. При этом, как показывает практика, должники все чаще предпринимают действия для сокрытия имущества, оформления его на третьих лиц, тем самым, исключая возможность обращения на него взыскания, либо вовсе его не имеют. Поэтому представляется необходимым развивать механизмы, позволяющие мотивировать должника на добровольное, самостоятельное исполнение предписаний, что может быть достигнуто за счет ограничения его неимущественных прав.

Во многих странах данный институт высоко развит, и мировому исполнительному производству известны гражданский арест, ограничения получения и использования специальных прав, ограничение возможностей передвижения.

Для России этот институт является новым, но имеющим большую перспективу.

На законодательном уровне сегодня предусмотрены только две меры такого характера - это ограничение на выезд должника из страны и ограничения на пользование должником специальным правом.

Механизм применения меры принудительного исполнения, связанной с временным ограничением права должника на выезд из Российской Федерации был введен в 2007 году с принятием новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Практика применения данного института свидетельствует о его эффективности.

Во-первых, год от года растет количество должников Хабаровского края, выезд которых был ограничен. Если, например, в 2009 году их количество составляло порядка 820 человек, то в 2013 году – более пяти с половиной тысяч человек, а в 2016 году - более 35 тыс. человек.

Во-вторых, ежегодно увеличивается и сумма требований по исполнительным документам, которые исполнены должниками добровольно в результате применения ограничения на выезд из страны. Так, в 2009 году 85 должников исполнили требования исполнительных документов на сумму 8,5 млн. рублей, в 2013 году - 420 должников на сумму 95 млн. рублей, а в 2016 году – около трех с половиной тысяч должников на сумму свыше 245 млн. рублей.

В то же время, несмотря на то, что сегодня имеется явно положительная динамика взыскания сумм по исполнительным производствам, вопрос о применении судебными приставами ограничения на выезд ранее вызывал много споров.

Это, конечно, закономерно, поскольку его применение не позволяет гражданину реализовать предоставленное ему Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конституцией Российской Федерации право свободно выезжать за пределы страны.

Вместе с тем, Конвенция и Конституция России содержат в себе также положения о том, что права и свободы человека, гражданина могут быть ограничены в той степени, которая необходима для достижения их целей.

Об этом, прежде всего, необходимо знать злостным должникам, неисполняющим судебные решения.

Новеллой законодательства об исполнительном производстве является временные ограничения на пользование должником специальным правом, под которым понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит обстоятельства, при наличии которых ограничение специального права не может применяться.

Одним из таких обстоятельств является нахождение на иждивении у должника лица, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом.

Территориальными органами ФССП России также отмечаются случаи, когда должниками по исполнительным производствам, перспективным для ограничения специального права, предъявляются документы о трудоустройстве на должность, связанную с управлением транспортного средства. В данном случае такая мера принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем не применяется, а обращается взыскание на заработную плату должника по месту трудоустройства, что также является эффективной мерой и мы достигаем поставленную цель по исполнению судебного решения.

В целом, в 2016 году судебными приставами-исполнителями края вынесено пять с половиной тысяч постановлений о временном ограничении на пользование должником специальным правом, в результате чего фактическим исполнением окончено 415 исполнительных производств, взысканная сумма составила почти 19 млн. рублей, в том числе, задолженность по алиментам – около 8 млн. рублей.

Кроме того, значительная часть должников, понимая возможность применения к ним данной меры, добровольно исполнила судебные решения.

Таким образом, на сегодняшний день, с учетом практики Европейского суда по правам человека, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что исполнение судебных решений является неотъемлемой частью права человека и гражданина на судебную защиту. Поэтому любое ограничение прав должника в рамках исполнительного производства применяется в целях защиты гарантированных Конституцией России и Конвенцией прав взыскателя, в связи с чем не представляется возможным говорить в такой ситуации о нарушении прав должника.

Кроме озвученных выше косвенных мер принуждения в настоящее время судебные приставы-исполнители, несмотря на отсутствие прямого законодательного закрепления, активно используют практику запрета (ограничения) на совершение регистрационных действий, которые по своей сущности и являются юридически значимыми.

Данное исполнительное действие особенно актуально, если у судебного пристава имеется полученная из регистрирующего органа информация о наличии у должника имущества, но отсутствует возможность его фактического ареста.

Например, должник скрывает автомобиль с целью исключения возможности обращения на него взыскания. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель выносит постановление о запрете на совершение в отношении данного автомобиля регистрационных действий и, соответственно, исключается возможность переоформить автомобиль на третьих лиц.

Когда речь идет об ограничении личных прав, естественным образом встает вопрос о допустимости таких ограничений, а также об их соответствии основным стандартам прав и свобод человека. Поскольку личные права, бесспорно, занимают высшее место в иерархии прав, их ограничение не должно быть произвольным и противоречащим основополагающим правовым принципам.

Следует отметить, что ограничения личных прав граждан объективно обусловлены тем, что каждый индивид живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими его субъектами. Поэтому не все гарантированные права и свободы являются абсолютными, ничем не ограниченными, так как каждый гражданин имеет обязанности перед другими лицами, перед обществом и государством.

В силу своей специфики ограничения личных прав должника - так называемые меры косвенного принуждения - занимают в настоящее время особое место среди находящихся в арсенале судебного пристава-исполнителя средств воздействия на должника в целях борьбы с уклонением от исполнения судебных решений и иных актов.

Оказывая действие исключительно на личные права должника, меры косвенного принуждения направлены на его мотивацию к самостоятельному исполнению предписанных требований и обладают в этом смысле стимулирующим эффектом, за счет чего их применение позволяет значительно экономить временной ресурс, поскольку судебный пристав-исполнитель ограничивается в данном случае вынесением постановления об установлении соответствующего ограничения, а исполнение того или иного акта осуществляется непосредственно должником, что позволяет избежать длительных процедур взыскания имущества.

От эффективности работы судов и органов принудительного исполнения сегодня во многом зависит конституционная стабильность российского общества. Перед лицом глобальных вызовов и угроз судьи и служба судебных приставов, запускающие реальный механизм защиты нарушенного права путем принудительного исполнения судебного решения, осознавая свое предназначение и миссию в обществе, из года в год повышают эффективность своей деятельности с целью усиления защиты гражданских, трудовых, семейных и иных социально-экономических и политических прав, обеспечивая уверенность российских граждан в реальном действии права.

В России каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, вправе обращаться в российские национальные суды, а также в международные судебные органы по защите прав человека, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Право на обращение в суд признается естественным и неотчуждаемым.

Обязанность рассматривать заявления (исковые заявления) граждан и организаций о восстановлении нарушенных и оспоренных прав возложена на суды общей юрисдикции и арбитражные суды, входящие в единую судебную систему России.

В законодательстве имеются эффективные механизмы судебного и административного контроля за принимаемыми судебным приставом-исполнителем процессуальными решениями в рамках исполнительного производства. Названные механизмы в настоящее время созданы и действуют, так как каждый гражданин вправе обжаловать любые действия (бездействие) и решения, нарушающие его права и свободы, в суде.

К сожалению, граждане нередко злоупотребляют своим правом на обращение в суд, в том числе и на стадии исполнения судебного решения, обращаясь в судебные органы по надуманным основаниям, обжалуя любые решения и действия судебных приставов-исполнителей с единственной неправовой целью - затянуть (отсрочить) исполнение судебного решения.

Сторон в исполнительном производстве всегда две – взыскатель и должник, которые являются основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, так как без указанных субъектов эти правоотношения потеряли бы смысл.

Правовое положение должника и взыскателя в исполнительном производстве различно: первая сторона является обязанной, а вторая имеет к ней бесспорные материальные права требования, которые подлежат принудительной реализации. Ее суть заключается в том, что в случае отказа должника добровольно исполнить свою обязанность, определенную в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет к нему меры принудительного исполнения, которые позволяют восстановить нарушенные права взыскателя помимо воли должника и вопреки ей.

Судебный пристав-исполнитель совершает те действия, которые обязан был бы совершить должник, если бы на то была его добрая воля.

Вернусь к проблематике ограничения прав должника, в первую очередь его неимущественных прав.

За последние несколько лет российское законодательство прошло определенный путь в осознании феномена ограничения неимущественных прав должника.

Необходимо определиться с самим понятием «ограничение прав должника». Считаю, что под этим понятием надлежит понимать не только меры непосредственного воздействия на должника, его имущественную (арест имущества) и личную свободу (ограничение права на выезд или запрет управления транспортным средством). Превращение сведений о наличии возбужденных в отношении должника исполнительных производств в общедоступную информацию в соответствии с положениями ст. 6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о базе данных исполнительных производств тоже является ограничением его прав.

В России эта информация открыта третьим лицам без ограничений. Такая доступность обеспечивает защиту интересов потенциальных кредиторов, позволяя им предусмотрительно отказаться от вступления в отношения с субъектом, сведения о котором размещены в базе данных исполнительных производств.

Поэтому сводить понятие «ограничение прав должника» только к определенным мерам воздействия со стороны судебного пристава-исполнителя или суда было бы неоправданно.

Современное законодательство об исполнительном производстве содержит ряд запретов и ограничений прав должника, основной целью которых является обеспечение исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также стимулирование должника к совершению необходимых действий в пользу взыскателя. Обозначенные запреты и ограничения могут носить общий (рассчитанный на всех субъектов исполнительного производства, включая должника) и специальный характер (рассчитанный только на должника).

Запреты в исполнительном производстве, и ограничения, как их разновидности, направлены против должника, они создают определенные помехи в реализации прав должника, а иногда и полностью их блокируют. В связи с этим очень важным является вопрос о балансе интересов должника и взыскателя.

В этом контексте важное значение приобретает соотношение права и морали, как правовых регуляторов общественных отношений, возникающих в рамках исполнительного производства.

Взаимодействие морали и права в вопросах регулирования запретов и ограничений в исполнительном производстве проявляется в следующих направлениях.

Во-первых, при установлении ограничений и запретов органы принудительного исполнения исходят, прежде всего, из интересов взыскателя. Это вполне логично и отвечает не только требованиям права, но и морали, поскольку именно он является пострадавшей стороной. Не следует забывать, что одной из основных задач исполнительного производства является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а, следовательно, органы принудительного исполнения должны в первую очередь заботиться о восстановлении прав взыскателя, поскольку в сложившейся ситуации именно он является лицом, пострадавшим от неправомерных действий должника.

Во-вторых, требованиям морали будут отвечать лишь те запреты и ограничения, устанавливаемые в отношении должника, которые, с одной стороны, не нарушают право должника на честь и достоинство, а также на достойную жизнь, а с другой стороны, соответствуют совершенному нарушению. Хочу отметить, что современное российское законодательство об исполнительном производстве достаточно гуманно к должникам.

Оно прямо закрепляет такие принципы, как уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. В целях недопущения нарушения права должника на достойную жизнь современное законодательство об исполнительном производстве содержит ряд положений, устанавливающих для него льготные режимы.

Так, статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Согласно ст. 87.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должнику в отдельных случаях предоставлено право самостоятельно реализовать свое имущество в целях погашения долга перед взыскателем. Можно и дальше продолжать список норм, которые в той либо иной мере улучшают положение должника, создают ему режим наибольшего благоприятствования.

Таким образом, общая тенденция реформирования российского законодательства об исполнительном производстве идет по пути его гуманизации, т.е. направленности на человека, его права и свободы, как высшие ценности.

И это, безусловно, способствует повышению уровня нравственного измерения в правовом регулировании и правоприменении. Однако в некоторых случаях, на мой взгляд, присутствует так называемая псевдогуманизация и псевдонравственность. Излишняя боязнь ущемить права должника (в том числе отказом от введения дополнительных ограничений, которые давно и довольно эффективно применяются в зарубежных странах) далеко не всегда благоприятным образом сказывается на правах взыскателя и способствует решению задач исполнительного производства.

В законодательстве и в правоприменении должен присутствовать оптимальный баланс прав должника и их ограничений в пользу взыскателя как субъекта, нуждающегося в охране, и государства как субъекта, призванного охранять интересы последнего.

Уважаемые коллеги, основная задача нашей службы состоит в исполнении судебных решений, не ущемляя прав граждан, но жестко применяя в отношении должников меры принудительного исполнения.

Мы не забираем имущество, в том числе, денежные средства у должников, как сложилось мнение в обществе о службе судебных приставов, а возвращаем взыскателю присужденное судебными органами имущество, восстанавливая их права.

Должностные лица службы за неприкосновенность прав должника, не ущемляя права взыскателя.

Мы – орган принудительного исполнения!

И в заключение хочу напомнить вам о том, что информацию об имеющейся задолженности можно узнать, не выходя из дома. Для этого под рукой необходимо иметь компьютер или мобильный телефон.

Правовое просвещение населения остается одной из главных задач Федеральной службы судебных приставов. Вначале разъяснение и убеждение, и только потом – принуждение.

На официальном Интернет-сайте Управления в разеделе «Информационные системы» действует информационный ресурс Банк данных исполнительных производств, который позволяет узнать о должниках: как физических, так и юридических лицах.

Кроме того, получить информацию о наличии (отсутствии) задолженности можно с мобильных устройств. Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазинов» приложений Google Play на Android, из App Store на iPhone, набрав в поиске: «ФССП». Данное приложение является бесплатным и крайне удобным в использовании.

Приложение для мобильных устройств позволяют не только однократно получить информацию о наличии (отсутствии) задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений постоянно.

В приложении также имеется возможность оформить подписку для получения информационного сообщения при возбуждении исполнительного производства.

Все вы знаете, что в нашем любимом городе с каждым днем увеличивается количество камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. И это, конечно же, правильно!

Вместе с тем, нарушитель ПДД не всегда имеет возможность узнать о вынесенных в отношении него постановлениях.

А база данных службы судебных приставов позволяет своевременно узнавать о возбужденных исполнительных производствах и избежать взыскания суммы исполнительского сбора за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения. содержащихся в ания суммы исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного дльных произвордствахправил дорожн

Уважаемые студенты, предлагаю прямо сейчас, не откладывая, установить данное приложение для проверки наличия в отношении вас или ваших знакомых действующих исполнительных производств.

У нас в практике был пример, когда девушка, познакомившись с молодым человеком, решила проверить его через наше приложение. Выяснилось, что «перспективный» жених имеет три действующих исполнительных производства на крупную сумму, одно из которых о невыплате кредита в пользу банка, а два – о взыскании алиментов на содержание детей. После чего «роман», по понятным причинам, длился недолго. Отношение к своим детям от предыдущего брака давало определенную оценку этому человеку.

Поэтому настоятельно предлагаю Вам использовать данную возможность!

Уважаемые товарищи!

Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю напоминает: лучшим способом избежать общения с представителями службы судебных приставов – добровольное, самостоятельное исполнение требований исполнительного документа, не дожидаясь его предъявления в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Не позволяйте долгам помешать вашей мечте!