О качестве бензина и действиях потребителей

20.04.2017

В связи с многочисленными публикациями в средствах массовой информации сведений о жалобах хабаровчан на некачественный бензин, Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае разъясняет о правах граждан и их действиях при покупке некачественного бензина.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) (далее – Техрегламент).

Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, утвержденным указанным Техрегламентом, в котором приведены характеристики бензина по доле и концентрации содержания целого ряда различных веществ – в зависимости от этого устанавливается класс топлива. Таким образом, под некачественным бензином понимается бензин, не соответствующий Техрегламенту либо содержащий высокотоксичные присадки, особо вредные для окружающей среды и здоровья человека.

Бензин – это такой же товар, как и многое другое, что мы приобретаем для потребления. Поэтому отношения «покупатель-продавец» должны регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон от 07.02.1992).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона от 07.02.1992 продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Согласно части 1 статьи 7 Закона от 07.02.1992, потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

В случае, если гражданину продано топливо ненадлежащего качества, которое привело к поломке двигателя автомобиля или к нарушению его работы, гражданин в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона от 07.02.1992 вправе: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом гражданин вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества (при наличии автотехнической экспертизы).

Таким образом, АЗС, как продавец, несет полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественного топлива.

Согласно статье 14 Закона от 07.02.1992 вред, причиненный имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, а также вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме

Однако такой вред необходимо доказать и, скорее всего, это придется делать в суде.

Юридически значимыми фактами при разрешении подобных споров являются:

- приобретение бензина на определенной АЗС (необходимо хранить некоторое время чеки с АЗС, но даже если чек не сохранен, это не лишает права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать свидетельскими показаниями лиц, находившихся на момент заправки на АЗС. Также возможно зафиксировать на фотокамеру саму заправку и сведения о ней, автомобиль и показатели его приборов, документы на текущую партию бензина (на АЗС они размещаются возле кассы и должны быть представлены по первому требованию);

- ненадлежащее качество приобретенного бензина (потребуется экспертиза не только топлива в бензобаке, но и образцов с АЗС. При подозрении на некачественный бензин можно приобрести небольшое количество бензина в отдельную чистую емкость и опечатать ее в присутствии сотрудников АЗС. При отказе сотрудников АЗС необходимо обратиться за помощью в Роспотребнадзор);

- поломка автомобильного двигателя или других частей автомобиля (нужно экспертное заключение о виде поломки и ее причинах);

- наличие причинно-следственной связи вредного воздействия плохого бензина с неисправностью автомобиля (причинно-следственная связь между поломкой автомобиля и использованием некачественного топлива может быть установлена на основании соответствующего заключения эксперта по результатам экспертизы).

 

Обращаю внимание, что осуществление контроля за качеством автомобильного топлива возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы. В Хабаровском крае такой контроль осуществляет Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Росстандарта. В связи с этим, по вопросу проведения проверок качества нефтепродуктов на АЗС следует обращаться в территориальное управление Росстандарта по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 65.

Органы Роспотребнадзора рассматривают обращения граждан только в рамках правоотношений, регулируемых Законом от 07.02.1992.

При нарушении прав потребителя в результате продажи некачественного бензина, гражданин может обратиться к продавцу (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) за восстановлением своих нарушенных прав. В претензии к организации, которой принадлежит АЗС, необходимо указать сведения о дате приобретения топлива, марке и объеме приобретенного бензина. Далее изложить, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина, по возможности приложить подтверждающие документы, например, заключение станции технического обслуживания. И, наконец, потребовать возмещения причиненного ущерба в установленный потребителем разумный срок, при этом статьей 22 Закона от 07.02.92 установлен срок 10 дней. Подтверждением суммы ущерба может являться счет на оплату ремонтных работ, чеки на приобретаемые в связи с поломкой запасные части к автомобилю, или, если ремонт уже произведен, квитанции об оплате. Претензию следует отдавать под отметку о получении.

Если по истечении разумного срока положительный ответ на претензию, не получен, то можно обращаться в органы Роспотребнадзора или в суд.

При отказе продавца рассмотреть такое обращение либо удовлетворить его требования, на основании заявления потребителя органы Роспотребнадзора в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводят внеплановую проверку на предмет соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.

При подтверждении приобретения бензина ненадлежащего качества на конкретной АЗС, органы Роспотребнадзора правомочны рассматривать вопрос о привлечении продавца к административной ответственности. Частью 1 ст. 14.4. КоАП Российской Федерации установлена ответственность за «продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг».

Кроме того, статьей 14.43 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов. Органы Росстандарта наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации