Игорь Чесницкий: Только общение с людьми вживую позволит решить их проблемы

09.03.2017

Уполномоченный по правам человека дал интервью корр. ИА AmurMedia.

9 марта, AmurMedia. В октябре прошлого года уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае стал Игорь Чесницкий. ИА AmurMedia представляет интервью с омбудсменом.

— Игорь Иванович, Вы вступили в должность совсем недавно, несколько месяцев назад. Как началась ваша работа в должности уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае? Какие шаги уже совершили?

— Многие вещи были мне изначально понятны, потому что предыдущая работа была связана с социальной защитой, здравоохранением, образованием. Много работал с ветеранами, с молодежью. Поэтому мне не пришлось в этой части чего-то нового изобретать и специально погружаться. Работа уполномоченного во многом связана с работой силовых ведомств, поэтому уже познакомился с их руководителями, со многими учреждениями. Были уже проведены проверки, прошли приемы граждан в некоторых колониях, СИЗО, ИВС, спецприемнике. Пришлось постараться вникнуть в суть многих вопросов. Это одно из направлений.

Все же главная моя работа – общение с гражданами. Считаю важным, чтобы оно проводилось на местах. Я был в командировках в районе им. Лазо, Комсомольском, Нанайском, Вяземском районах. В некоторые населенные пункты ездил по несколько раз. Общался с коллективами предприятий, инициативными группами граждан. Различие здесь в том, что если на индивидуальном приеме обсуждаются конкретные проблемы конкретного человека, то в коллективах люди говорят о том, что волнует многих или всех. Поэтому важно поддерживать и такой формат общения.

Совсем недавно вернулся из поездки по Николаевскому и Ульчскому районам – самая острая проблема там – жилищная. Но много жалоб и на сферу ЖКХ и здравоохранения. Есть вопросы по поводу социального и пенсионного обеспечения, прав представителей КМНС.

Много жалоб из мест лишения свободы, причем, жалобы как обоснованные, так и необоснованные. Смотрим все, изучаем, стараемся помочь, там где это возможно.

Многие люди хотят поговорить с уполномоченным, что называется, "вживую", пообщаться, убедиться, что просишь помощи у конкретного человека, а не у абстрактного государственного органа.

— Получается, что потребность в общении с уполномоченным довольно высокая. Но насколько люди доверяют уполномоченному свои проблемы?

— Есть просто мои ощущения, а есть еще и исследования. РАНХиГС в прошлом году проводила исследование степени доверия к государственным органам в крае, в том числе к уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае, как к институту и к должности. В результате по уровню доверия уполномоченный попал в первую пятерку. Укреплять авторитет можно только эффективной помощью, тщательным рассмотрением обращений. Много работаю со СМИ, чтобы люди видели результаты, видели мое желание этим заниматься, что это не имитация, что уполномоченный действительно заинтересованно старается помочь там, где это возможно.

— Если сравнить в цифрах, то процент обращений, которые имеют под собой почву, и в которых вы реально сможете участвовать и добиться положительного результата, каков он?

— Есть такая статистика. По прошлому году могу сказать, что всего было 3018 обращений. Если брать эти обращения, среди них из 100 обращавшихся 95 получили разъяснения либо конкретную помощь. Каким-то гражданам иск помогли написать. Каким-то бесплатную юридическую помощь оказали. И среди этих 95-ти для 25-ти добились восстановления их прав. Это очень большой показатель. По меркам Европы, 10 процентов положительно решенных омбудсменом дел – это уже очень много.

Уполномоченный — это такой индикатор наличия проблем. Я нахожу, выявляю и потом обращаюсь в органы, которые отвечают за их решение: в правительство, в муниципалитет, в прокуратуру, в УВД, ФСИН и так далее. Иногда требуется вмешательство общественного мнения, это значит надо работать со СМИ. Говорю: "Есть проблема. Нарушены права гражданина. Это надо исправить". Как показывает практика, этого достаточно, чтобы развернуться к человеку.

Игорь Чесницкий дал интервью корр. ИА AmurMedia. Фото: Евгений Переверзев
 

Что касается количества обращающихся — какого-то вала, очереди, нет. В первую очередь это говорит о том, что те государственные рычаги, инструменты, которые есть, в большинстве своем работают правильно. Только какая-то относительно небольшая часть людей вступает в конфликты с государственными и муниципальными органами. Должность уполномоченного создана как раз для того, чтобы выявлять эти конфликты. Тот факт, что людей обращается не много, говорит о том, что ситуация стабильна. Я в свое время, в 90-е годы, бывал в больших залах на встречах с людьми, когда зарплаты не давали или , например, отопления не было, когда народ бушевал… Сейчас этого нет, к счастью.

Зачастую к уполномоченному приходят после скитаний по инстанциям, после судов, когда у человека есть ощущение, что с ним несправедливо поступили. Приходится глубоко погрузиться в суть. Чаще всего это непросто. Невозможно за минуту или за час разобраться в том, что копилось годами. В этом случае берем документы, делаем запросы, информацию получаем, изучаем. Это дает возможность объективно смотреть на ситуацию с позиции защиты конкретного человека.

— Вы сказали, что также достаточное количество обращений было связано с проблемами в области медицинского обслуживания. С чем они связаны? Почему с этими проблемами идут к вам?

— В первую очередь это отсутствие возможности получить первую, квалифицированную или специализированную помощь на местах. У нас есть проблема во всем крае – не хватает медработников: как врачей, так и медсестер. В особенности узких специалистов. Людям приходится, к примеру, из города Николаевска ехать в Хабаровск. А еще не факт, что их примут. В Хабаровске тоже не хватает врачей. Во многих сельских местностях иногда нет вообще возможности попасть к медику. Гражданин едет, к примеру, из Маго в Николаевск, а его там в этот день не принимают. Нет талонов на прием. Он убил время, деньги, он болен — а его не принимают. Многое связано с плохой организацией предоставления медицинских услуг на первичном уровне. В этот раз в Николаевске-на-Амуре я много жалоб получил от граждан, смотрел, каким образом организована работа в Николаевской ЦРБ. Она стала в прошлом году знаменитой на всю Россию благодаря "Пятому каналу". И то, о чем говорили журналисты, во многом чистая правда. Хирургический корпус больницы располагается в старинном здании, оно все внутри потрескавшееся. Его бы по-хорошему закрыть сегодня и уйти. А уйти некуда. И медики продолжают оказывать помощь в этих условиях. Они не виноваты нисколько. Много лет никто не делал ремонт. Нечто подобное, скорее всего, есть и в других местах. Просто сфокусировали на Николаевской ЦРБ. Я ездил, смотрел. Да, печально. Там много зданий в ЦРБ. Персонал под 800 человек. Они стараются. Но у них есть серьезная кадровая неукомплектованность. Там врачам по 70 лет некоторым, а заменить их некому. И люди довольны тем, что работают пенсионеры, а ведь должна молодежь приходить. С этим проблема. Есть и вопросы по лекарственному обеспечению. По-хорошему, все эти проблемы решаемые, но требующие серьезных денежных вливаний. Если мы хотим получать качественные услуги здравоохранения, нужно тратить большие деньги.

— Поднимаются ли проблемы транспортного сообщения?

— Эти вопросы есть у Хабаровска, связаны с оптимизацией ряда маршрутов. Когда некоторые маршруты были отменены, я ездил в Березовку, смотрел, может ли народ уехать. Не увидел я реальной проблемы на тот момент. Автобусы регулярно ходят, очередей нет. Да, были маршруты, которые шли от Березовки прямо до Комсомольской площади. А сейчас туда не идут, и нужно на двух автобусах ехать или часть дороги пешком идти. Неудобно или дорого. Но город представил обоснования, подкрепленные наукой, исследованиями. Но это касается Хабаровска. А есть Николаевск-на-Амуре, где власти были вынуждены сократить часть пригородных автобусных рейсов. Это проблема, когда в райцентр автобус ходит два раза в неделю. Говорят нерентабельно. Но я с этим разбирался. Вот ушли муниципальные автобусы, и, наверное, должны на их место прийти частники, потому что это выгодно. Все, что связано с транспортом, всегда было выгодно. Люди сами говорят, что на самом деле частники, жители деревень, возили и возят односельчан на легковых машинах за плату. И цена не намного больше, чем на муниципальном транспорте была. Может это будет решением для некоторых сел. Просто надо помочь этому потенциальному бизнесу, все узаконить, чтобы все было лицензировано, цивилизованно.

Игорь Чесницкий дал интервью корр. ИА AmurMedia. Фото: Евгений Переверзев
 

— Есть ли жалобы на сферу ЖКХ?

— Есть жалобы. На цены, тарифы, работу управляющих компаний… Иногда жалобы совершенно обоснованы. Некоторые вещи связаны с плохим качеством жилья. Много вопросов касается капремонта, всего, что касается общедомовых нужд. Тема-то новая, народ не привык, многое не отшлифовано. Иногда и предмет спора незначительный. Хотят найти справедливость, пусть даже это касается лампочки в подъезде. Думаю, эти жалобы быстро не прекратятся. Но прогресс есть. Очень остро стоит вопрос с качеством жилья, построенном для пострадавших от наводнения 2013 года. Это была серьезная задача, отвечать за это нужно было. Из-за цейтнота многие дома были построены с нарушением технологии. В некоторых проектах изначально не было отдельных инженерных систем, в частности, вентиляции. А что такое отсутствие вентиляции с современными окнами и дверями? Получается термос. Влаге куда-то надо деваться. Она по щелочкам, по дырочкам уходит на чердак, там намерзает, а потом она же течет в квартиру. Это помимо того, что дышать нечем. В Николаевском районе есть "пенопластовые дома", как их народ называет. При строительстве в качестве утеплителя применялся пенопласт. В этих домах вентиляция либо отсутствует совсем, либо сделана некачественно. Труба вентиляционная, например, выходит не за границу кровли, а на чердак. И все. Мало того, что отопление плохое, вентиляции нет, там еще и шумоизоляция никакая. Все звуки очень хорошо слышно. Очень некомфортное жилье.

— Кто-то же эти дома принимал, согласовывал технологию. Неужели не видели этого безобразия?

— Сейчас легко нам по прошествии времени судить этих людей, хотя именно они несут ответственность перед законом. Но тогда было просто необходимо до зимы людей поселить в квартиры, вывезти их из этих ПВР-ов. Многие жили у родственников. Была поставлена задача сделать до холодов. Я сам строил дом в Хабаровске на улице Малиновского. Помогал с бригадой волонтеров строителям на отделочных работах. Построили подъезд из 18 квартир за 19 дней. И с нормальным качеством, кстати говоря. Но это у компании, которая при строительстве применяла традиционные технологии – бетон, отсевоблоки, штукатурку, надлежащую отделку. Но многие другие дома были построены некачественно. Использовались упрощенные технологии, дешевые материалы. Это сейчас видно. Вроде бы по параметрам заявленным все хорошо, а на деле получилось не очень. И сейчас заложниками остались кто?

— Граждане.

— Не только. Еще и муниципалитеты. Там же часть собственности муниципальная. Поэтому там муниципалитеты должны ремонтировать, достраивать, приводить все в порядок. Это требует больших денег. Тем не менее, у меня на приеме граждан присутствовал заместитель мэра Николаевска-на-Амуре, и он обещал жителям, что администрация города все исправит в текущем году.

Игорь Чесницкий дал интервью корр. ИА AmurMedia. Фото: Евгений Переверзев

 

— Игорь Иванович, поделитесь ближайшими планами. Может, какие-то инициативы сформировались, предложения по поводу улучшения ситуации?

— Я уже активно занимаюсь тем, чем и должен. А именно работаю с населением. Всяких других моментов, конечно, очень много. Но оценивать меня как уполномоченного будут именно по работе с народом — насколько часто встречался, где бывал, что сделал, как помог. Поэтому хотел бы побывать в каждом населенном пункте Хабаровского края. Это непростая задача. Побывать – неправильное слово. Я же не турист. Так вот приехать, встретиться с людьми, увидеть собственными глазами и почувствовать, как они живут. На это требуется много времени. Но эта работа уже началась. Люди хотят встретиться именно с уполномоченным, а не с сотрудниками аппарата.

Второй момент связан с правовым просвещением граждан. Мой предшественник Юрий Николаевич Березуцкий оставил мне хорошее наследство, он этим много занимался, у него даже передачи на телевидении были. Я хочу продолжить эту работу. Кроме того, есть разные новые формы. Это и работа в Дальневосточном институте управления, там есть базовая кафедра уполномоченного. Хочу наполнить ее работу новым содержанием, чтобы там лекции читали знаковые люди, руководители отраслей. Думаю, это было бы интересно начинающим юристам, и не только. Буду проводить круглые столы на актуальные темы на радио и телевидении. Есть, например, тема "Доступная среда". В крае у нас около 80 тысяч инвалидов, и у них есть семьи. Значит, проблема касается нескольких сотен тысяч человек, и не только инвалидов, но и вообще маломобильных групп населения. Даже беременных женщин и молодых мам с колясками. Почему бы не обсудить эту тему с разных точек зрения: общественника, большого начальника ведомства, который занимается этой темой, бизнесмена?

Планов очень много. В первую очередь я буду обеспечивать, по своей компетенции, дополнительную государственную защиту граждан, контроль за соблюдением прав и свобод человека в Хабаровском крае со стороны органов публичной власти и должностных лиц. А для этого, я буду настойчиво работать с обращениями граждан, со средствами массовой информации, с органами государственной власти и местного самоуправления. Для меня особенно важно, чтобы каждое обращение не осталось без внимания.

По материалам информационного агентства: http://amurmedia.ru/news/573629/