Ответы Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае на вопросы граждан по жилищным, семейным, трудовым и иным спорам

13.04.2016

Вопрос:

У меня на руках подписанный бланк уведомления, о том, что моя должность подлежит сокращению в связи с организационно-штатными мероприятиями и список вакантных должностей, которые не относятся к моему профилю. Вопрос? Правомерны ли действия о сокращении к матери, которая потеряла кормильца (вдове) имеющая несовершеннолетнего ребенка?

Ответ:

В силу пункта 2 статьи 81 и статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя со следующими работниками: с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Если Вы относитесь к какой-либо из указанных категорий работников, то работодатель не вправе расторгнуть с Вами трудовой договор в связи с сокращением численности или штата работников.

В свою очередь, в силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации основными способами защиты трудовых прав и свобод являются самозащита, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и судебная защита.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор на основании обращения гражданина вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Поэтому неправомерное решение или действия (бездействие) работодателя Вы вправе обжаловать ему (прокуратуру по месту нахождения работодателя), а также обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае или с исковым заявлением в суд в порядке статей 28, 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

 

 

Вопрос:

Здравствуйте! Имеет ли право должностное лицо органа местного самоуправления при рассмотрении обращения гражданина, сделать запрос о предоставлении информации по месту работы, приложив при этом работодателю копию обращения в котором были персональные данные посторонних для работодателя лиц (ФИО, место жительства, номер телефона).

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-­распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В свою очередь, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, при прямом толковании этих норм законов, разрешается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления направлять письменное обращение в другой компетентный государственный орган, орган местного самоуправления или их должностным лицам независимо от содержания обращения.

В случае направления указанным должностным лицом письменного обращения при его рассмотрении другим субъектам, в частности работодателю заявителя, происходит разглашение сведений, содержащихся в обращении, что не допустимо.

Исключением является ознакомление с обращением проверяемого лица при проведении органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановой проверки по обращению на основании статей 10 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако необходимо учитывать, что если в обращении содержатся персональные данные лица, не дававшего письменного согласия на их распространение (не являющегося заявителем), то, прежде всего, заявитель нарушает конфиденциальность персональных данных, обусловленную статьей 7 Федерального закона «О персональных данных».

 

 

Вопрос:

Здравствуйте, меня интересует такой вопрос. Я работаю в торговле, в магазине на выкладке товара. У нас была ревизия, которая установила недостачу на 150 тысяч. Было собрание работников, на котором директор объявил, что с каждого спишут с зарплаты по 4500 руб. Я работаю не официально. Является ли законным вычет из зарплаты?

Ответ:

В силу статей 247 и 248 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Исходя из изложенного, при официальных трудовых отношениях указанное Вами единоличное решение работодателя о взыскании с Вас недостачи являлось бы незаконным.

Однако поскольку Вы не состоите в официальных трудовых отношениях с работодателем, то все его решения и действия (бездействие) не подлежат оценке в рамках трудового законодательства.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с положениями статьей 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации основными способами защиты трудовых прав являются государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, и судебная защита.

Исходя из этого Вы вправе обратиться в суд по месту нахождения организации с исковым заявлением о признании факта трудовых отношений с ответчиком и обязании его заключить с Вами трудовой договор.

Исковое заявление оформляется по правилам статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Его подача в суд не облагается государственной пошлиной.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона судебного разбирательства обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательствами факта трудовых отношений могут служить документы, отражающие сведения о выполняемой Вами работе и размере вознаграждения, содержащие Вашу подпись, а также свидетельские показания.

При необходимости и предоставлении Вами таких документов юристы аппарата Уполномоченного составят для Вас исковое заявление.

 

 

Вопрос:

Как вернуть госпошлину за прекращение государственной регистрации права?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

- возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

- прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

- отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

- отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

- направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).

Таким образом, если Вы отказались от государственной регистрации права после обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), то уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.

В остальных случаях, согласно пункту 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате. Форма указанного заявления утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

 

 

Вопрос:

Здравствуйте. Могли бы Вы помочь мне, вот в каком вопросе. Дело в том, что я мама двоих дете, имею на руках материнский капитал. Моя старшая дочь учится во Владивостоке и, сами понимаете, что город дорогой и мне приходится большую часть заработной платы переводить ей. Учебу оплачиваем из средств материнского капитала, но т.к. на её нужды я перевожу большую часть заработной платы, то за два года накопился долг по ЖКХ. Алименты я не получаю, детское пособие тоже. Поэтому я хотела спросить, могу ли я оплатить задолженность по ЖКХ из средств материнского капитала, хотя бы текущую.

Спасибо.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 09.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон) распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, пункт 3 статьи 7 Федерального закона устанавливает, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной пенсии для женщин;

- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Кроме того, пункт 1 статьи 1 Федеральным законом от 20.04.2015 № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала» определяет, что лица, получившие в соответствии с Федеральным законом государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на единовременную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - единовременная выплата) в размере 20 000 рублей в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом возникло (возникает) по 31 декабря 2015 года включительно независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Таким образом, федеральный законодатель четко определил направления, на которые можно распорядиться средствами материнского (семейного) капитала и погашение задолженности за жилищно-коммунальные услуги в Вашем случае возможно исключительно за счет единовременной выплаты в размере 20000 рублей.

Дополнительно разъясняем, что при наличии задолженности по жилищно-коммунальным услугам Вы вправе обратиться к представителям коммунальных услуг с заявлением о заключении соглашения о погашении задолженности, которым будет предусмотрено ежемесячное погашение текущих платежей и частичная оплата существующей задолженности.

При необходимости получить более подробную информацию по условиям и порядку заключения соглашения о погашении задолженности Вы можете обратившись к специалисту аппарата Уполномоченного по нижеуказанному телефону, либо на личном приеме предварительно записавшись по телефону (8-4212) 31-84-30.